?

Log in

No account? Create an account

НЕ РАЗ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

Блог из Ростова-на-Дону

Previous Entry Share Next Entry
Нужна ли школа?
я
oskanov

Часто спорим с друзьями на эту тему. Нужна ли школа в том виде, в котором она есть – одиннадцать лет, наполненные изучением совершенно не нужных и в 90% случаев неинтересных вещей?

Приведу вам простой пример из жизни. Моя дочка учится в 6-м классе, и у меня (хвала современным технологиям!) есть возможность смотреть её успеваемость в он-лайн журнале. Так, в пятницу я заметил, что у Маши появилась четвёрка по биологии. Для меня биология всегда была халявой, т.к. я с детства мечтал стать палеонтологом, и намного опережал школьную программу. Поэтому я позвал дочь и спросил, откуда взялась четвёрка и как мы можем восполнить пробел. Она сказала, что не до конца разобралась с темой, т.к. не понимает все термины в ней. Я ответил, что это не беда и что сейчас всё ей расскажу и объясню. На мой вопрос, что за тема и что за термины, Маша назвала тему: "Выделительная система у беспозвоночных". Тут и сел старик (с). Я внезапно осознал, что, мало что могу сказать по этой теме. А если быть честным, то почти ничего. "Папа, а что такое метанефридии?" А пёс его знает. Что-то типа почек, судя по названию, т.к. "нефрос" по-гречески – "почка". Я смог вкратце рассказать как устроена мембрана, и предположить как она взаимосвязана с сокращающейся вакуолью у простейших. Всё. Я реально не помню, чем отличается выделительная система кольчатых червей от ленточных червей. И, если честно, не представляю, зачем может подобная информация понадобиться обычному человеку.

Я давно уже заметил, что люди, которые давно закончили школы ни фига не помнят из непрофильных предметов, которые им не встречаются в жизни. Из моих друзей никто не вспомнил год начала восстания Пугачёва, или какие полезные ископаемые добываются в Аргентине, или как решить квадратное уравнение, используя теорему Виета. И это нормально. Исходя из этого, я пришёл к следующему выводу: Зачем учиться в школе столько лет, если всё, чем мы постоянно пользуемся после школы это – "правила русского языка" и математика (примерно до пятого класса) на уровне арифметики, пропорций и линейных уравнений? Все остальные предметы забываются, если ты в дальнейшем не интересуешься этими предметами. Получается, что время потрачено зря.

Отчасти этот вывод верный. Он как бы отделяет ум от образованности. Я сгоряча часто утверждал, что человек может быть умным, но при этом необразованным. Позже я пришёл к выводу, что это не совсем верно. Чтобы развиваться, уму нужны знания. Знания – это тренажёры и гантели для ума, и в какой-то степени "протеины для мозговых мышц", да простит меня мой читатель за подобную неловкую метафору. Чтобы делать сложные выводы мозгу нужно на что-то опираться, и опорой для выводам служат именно знания. Так что, получается, учиться нужно.

Теперь вернёмся к школе. К биологии. Нужно дать знания детям. "Прокачать мозг". Какие же знания предлагает школьная программа? – Выделительная система у беспозвоночных. Офигеть как интересно! Даю гарантию, через год никто не вспомнить содержание этой темы. Почему не наполнить учебник знаниями, которые бы расширили кругозор, показались бы интересными, и которые, имели бы шанс, отложиться в памяти. Достаточно просто сказать, что в живых организмах существуют выделительная, пищеварительная, кровеносная, нервная и прочие системы. К сведению. Остальное время посвятить всяким интересным фактам – какие бывают беспозвоночные, какие типичные представители, какие интересные представители. Интересные факты, красочные иллюстрации. Например, факт, что у кальмара имеется 3 сердца запомнят многие, а то, что его почки внутренней стороной открываются в перикардий – вряд ли.

Я понимаю, что преследовал составитель школьной программы по биологии – дать возможный максимум фундаментальных систематических знаний, которые только можно уместить в отведённые для изучения биологии часы. Этот подход как нельзя лучше подошёл бы для тех, кто потом собирается изучать биологию в ВУЗе. Но таких людей – единицы. Для остального народа это избыточные, ненужные, а главное – неинтересные знания, которые покинут чертоги нашей памяти так быстро, как это только возможно. А значит – не пригодятся для мозга в качестве "гантелей" и развивать мозг не будут. Получается зря потраченное время.

А вы считаете школьную программу сбалансированной?



promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

всё так. всё правильно сказал, есть одно НО. знаешь, зачем в армии личный состав нагружают бесполезным, казалось бы, трудом? да потому, что всех этих половозрелых пацанов, нужно чем-то занять. если они ничего не будут делать, они поубивают друг друга и еще кого-то из мирного населения зацепят.
со школой, думаю, та же ситуация. представь себе ситуацию: выучили детки до 5 класса основы русского языка, научились складывать и вычитать и дальше что? по профилю идти? куда? кто в 12 лет знает, кем он хочет стать? взрослые люди-то в большинстве своем понятия не имеют, чем хотят заниматься всю жизнь. просто ходят на работу и отбывают повинность. и так делает подавляющее большинство населения Земли!
так вот, 10-11 лет в школах дети проводят, чтобы хоть чем-то занять мозг.

Интересная гипотеза. Но я думаю, что можно с 7 до 12 лет выявить предрасположенности и создать мотивации. В конце концов выбор приходится делать, так почему бы и не в 12?

Раньше так и делали: крестьянские дети вместо школы пахали лет с десяти, а городские дети на фабриках фигачили по 14 часов. Вот тебе и профориентацмия вместо бездумного времяпрповождения в школе. И все при деле)

Дима, никто не не говорит, что совсем не надо учить, но хотелось бы, чтобы учили нужному и учили хорошо.
А-то ведь и правила русского языка (основу основ!) мало кто твёрдо знает.

Я с ностальгией вспоминаю свою школьную программу. Уж нас точно не заставляли запоминать выделительную систему у беспозвоночных. И это - хорошо!;)

Да все я понимаю. И согласен с Яковом по всем пунктам. Лично я школу терпеть не мог и в том числе потому, что меня учили ппредметам, которые мне были не нужны совершенно. Я в них ни тогда не понимал, ни сейчас не понимаю ничего. А забыл тут же после того, как закрыл учебник. Но чем-то детей нужно занять, вот они и занимают

Всегда была любопытна и любила учиться. ;)

Дим, хочется, чтобы учили дельному!! А-то с первых классов начинают готовить академиков, а азы - никакие, поэтому толку от такого учения - ноль. Ну, почти. ;(

А я вот был выборочно любопытен, и до сих пор не могу понять, зачем мне тригонометрия, многоатомные спирты и нервная система майского жука. :)

Нервную систему майского жука не помню! ;)


а что значит дельное? кому-то дельное математика, кому-то литература. есть же сейчас классы с углубленным изучением того или иного предмета. может, так нужно. не знаю.
а каким должны быть азы?

Русский язык, арифметика и основы геометрии.

с геометрией у меня все было замечательно, но сейчас я не помню ни одной теоремы)

Я имею в виду простейшие азы геометрии – площадь комнаты посчитать. Или участка.

для этого нужно несколько часов всего)))))))
Яша! давай организуем школу-экстернов. за год будем обучать ребятишек всему необходимому, а потом пусть идут работать. все равно выпускники университетов нифига ничего не умеют и переучиваются потом на месте)))

Вот и я о том. Можно за пять лет дать всё необходимое ребёнку. А потом пусть профилируется. Не хочет профилироваться – получил проф. тех. образование и к станку.

только в случае войны у нас так сделают.

Школьная программа, квалификация и мотивация педагогов вызывают только грусть, увы

Edited at 2014-12-15 09:11 pm (UTC)

Мотивация педагогов – это отдельное направление для беседы. Как и квалификация. Но как можно требовать от педагогов что-либо, если сам подход к образованию не мотивирующий для учащихся. :(

(Deleted comment)
Вот именно – время тратится на знание, которое оторвано от действительности. Я тоже не понимаю, зачем я тратил время на алгебру. :)

(Deleted comment)
  • 1