Яков Осканов (oskanov) wrote,
Яков Осканов
oskanov

Category:

Нужна ли школа?

Часто спорим с друзьями на эту тему. Нужна ли школа в том виде, в котором она есть – одиннадцать лет, наполненные изучением совершенно не нужных и в 90% случаев неинтересных вещей?

Приведу вам простой пример из жизни. Моя дочка учится в 6-м классе, и у меня (хвала современным технологиям!) есть возможность смотреть её успеваемость в он-лайн журнале. Так, в пятницу я заметил, что у Маши появилась четвёрка по биологии. Для меня биология всегда была халявой, т.к. я с детства мечтал стать палеонтологом, и намного опережал школьную программу. Поэтому я позвал дочь и спросил, откуда взялась четвёрка и как мы можем восполнить пробел. Она сказала, что не до конца разобралась с темой, т.к. не понимает все термины в ней. Я ответил, что это не беда и что сейчас всё ей расскажу и объясню. На мой вопрос, что за тема и что за термины, Маша назвала тему: "Выделительная система у беспозвоночных". Тут и сел старик (с). Я внезапно осознал, что, мало что могу сказать по этой теме. А если быть честным, то почти ничего. "Папа, а что такое метанефридии?" А пёс его знает. Что-то типа почек, судя по названию, т.к. "нефрос" по-гречески – "почка". Я смог вкратце рассказать как устроена мембрана, и предположить как она взаимосвязана с сокращающейся вакуолью у простейших. Всё. Я реально не помню, чем отличается выделительная система кольчатых червей от ленточных червей. И, если честно, не представляю, зачем может подобная информация понадобиться обычному человеку.

Я давно уже заметил, что люди, которые давно закончили школы ни фига не помнят из непрофильных предметов, которые им не встречаются в жизни. Из моих друзей никто не вспомнил год начала восстания Пугачёва, или какие полезные ископаемые добываются в Аргентине, или как решить квадратное уравнение, используя теорему Виета. И это нормально. Исходя из этого, я пришёл к следующему выводу: Зачем учиться в школе столько лет, если всё, чем мы постоянно пользуемся после школы это – "правила русского языка" и математика (примерно до пятого класса) на уровне арифметики, пропорций и линейных уравнений? Все остальные предметы забываются, если ты в дальнейшем не интересуешься этими предметами. Получается, что время потрачено зря.

Отчасти этот вывод верный. Он как бы отделяет ум от образованности. Я сгоряча часто утверждал, что человек может быть умным, но при этом необразованным. Позже я пришёл к выводу, что это не совсем верно. Чтобы развиваться, уму нужны знания. Знания – это тренажёры и гантели для ума, и в какой-то степени "протеины для мозговых мышц", да простит меня мой читатель за подобную неловкую метафору. Чтобы делать сложные выводы мозгу нужно на что-то опираться, и опорой для выводам служат именно знания. Так что, получается, учиться нужно.

Теперь вернёмся к школе. К биологии. Нужно дать знания детям. "Прокачать мозг". Какие же знания предлагает школьная программа? – Выделительная система у беспозвоночных. Офигеть как интересно! Даю гарантию, через год никто не вспомнить содержание этой темы. Почему не наполнить учебник знаниями, которые бы расширили кругозор, показались бы интересными, и которые, имели бы шанс, отложиться в памяти. Достаточно просто сказать, что в живых организмах существуют выделительная, пищеварительная, кровеносная, нервная и прочие системы. К сведению. Остальное время посвятить всяким интересным фактам – какие бывают беспозвоночные, какие типичные представители, какие интересные представители. Интересные факты, красочные иллюстрации. Например, факт, что у кальмара имеется 3 сердца запомнят многие, а то, что его почки внутренней стороной открываются в перикардий – вряд ли.

Я понимаю, что преследовал составитель школьной программы по биологии – дать возможный максимум фундаментальных систематических знаний, которые только можно уместить в отведённые для изучения биологии часы. Этот подход как нельзя лучше подошёл бы для тех, кто потом собирается изучать биологию в ВУЗе. Но таких людей – единицы. Для остального народа это избыточные, ненужные, а главное – неинтересные знания, которые покинут чертоги нашей памяти так быстро, как это только возможно. А значит – не пригодятся для мозга в качестве "гантелей" и развивать мозг не будут. Получается зря потраченное время.

А вы считаете школьную программу сбалансированной?


Tags: вслух, жизнь
Subscribe

promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments