?

Log in

No account? Create an account

НЕ РАЗ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

Блог из Ростова-на-Дону

Previous Entry Share Next Entry
Вспомнилось-подумалось
я
oskanov

Во времена моего детства парикмахерских было не много. На довольно большой район могла быть одна парикмахерская. Там, как правило, были женский и мужской залы, по стенам которых были развешаны портреты людей с модными причёсками. А ещё в женском зале были огромные колпаки-фены, и женщины сидели сушили волосы, словно инопланетяне, подключенные к аппарату жизнеобеспечения. А ещё были одеколоны с распылителем, от которого шёл шланг и на конце была "груша-насос". Стригли как и сейчас: машинкой и ножницами. Я названий модных причёсок не знал, знал только "полубокс", под который всегда стригся. Честно сказать, я и сейчас не знаю названий причёсок. И даже не знаю, что такое "полубокс". То ли я выглядел полубоксёром, то ли полукоробкой. Кто его теперь разберёт? Но вспомнил я всё это не из-за моды.

Парикмахером, которой меня стриг, была Соня. Ну, как, Соня? Соней её называла моя мама. Но даже мама была значительно её младше. Я бы мог называть её "бабушка Соня". В сущности, наверное, я так и её и называл. Хотя, вряд ли. Скорее всего просто обращался на вы, т.к. с детства не люблю фамильярности. Не суть. Суть же в том, что у Сони тряслись руки. Очень сильно. Не знаю, как раньше было с проверкой на профпригодность, но в таком состоянии Соня работала долго. Она сама не признавала наличия у себя тремора, а потому постоянно ругала меня в кресле: "Сиди смирно! Не шевелись! Ну, что ты, не можешь посидеть спокойно?! Я из-за тебя опять отрезала не там!" Я тогда не понимал, что такое старость и тремор рук, а потом стоически полагал все замечания в свой адрес справедливыми. И потому изо всех сил старался сидеть в кресле неподвижно. Один раз, мне даже удалось высидеть так, что я получил всего одно замечание за стрижку, и я был этому бесконечно рад! Уже потом, гораздо позже, когда переехал и стал стричься у других парикмахеров, я с удивлением заметил, что меня никто не ругает. А вот привычка цепенеть в кресле парикмахера так и осталась по сей день. Сони, наверное, уже и нет – тридцать лет прошло как-никак. А вот я почему-то помню.

Это я к чему всё рассказал: раньше был какой-то пиетет перед взрослыми. Мне как-то в голову даже не приходило спорить с Соней и доказывать, что я не двигался. Или пожаловаться маме на то, что меня поругали в парикмахерской. Как-то считалось, что раз старший сказал, то нужно к этому прислушаться, а не спорить или пререкаться. Смотрю сейчас на детей и не вижу этого. Нет уважения к старшим. Получается, что предыдущее поколение сумело внушить к себе уважение, а нынешнее (т.е мы) не внушает уважения детям. Интересно, почему? Я, конечно, не обобщаю, но в целом...



promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…

  • 1
верно замечено. С чем связано не знаю, но это действительно так(

Наверно все же это идет от нас, от родителей. Я не буду говорить про всех, но вот что прямо на глазах - учитель для детей не безусловный авторитет. Дети могут ответить учителю что мама мне разрешила не учить это предмет тк он неважный. Вот еще перл из класса моего сына: по литературе был задано посмотреть фильм "Чучело" и написать отзыв по нему, один из детей не написал ни слова, на вопрос почему не написал -ответил - мама не нашла отзыв в интернете. Это 5й класс, от детей не требуется серьезного анализа и большого объема, от них требовалось написать про что фильм и чему на их взгляд он учит. Зато маман прибежала разбираться с учительницей за неадекватную двойку, за неадекватное домашнее задание, задание было задано в четверг, сдавали тетрадки в понедельник.

Это-то меня и смущает: вроде родители одного поколения с моей дочкой, а воспитание такое разное. У нас в классе один мальчик другому чуть глаз не выбил. Приехала его мамаша и заявила: "Я сына ругать не буду – он у меня один!".

ИМХО - в том уважении было больше страха, чем уважения как такового. Многие дети воспитывались под страхом ремня, ложки по лбу за обедом и т.д., или просто в атмосфере тотальной строгости, когда взрослые имели все права, а ребенок и за человека не считался... А потом пошли разговоры и исследования психологов о вреде физического и морального насилия, и родители (часто те самые выросшие в насилии дети) качнулись в другую сторону. Точнее, в необходимости ставить границы и воспитывать большинство родителей не сомневается, а вот инструментов других, кроме запрещенного нынче насилия, не знают. В итоге современные дети границ часто не чуют, да. :( (простите, да, я тут за Кэпа)))
Так что, не уважения меньше стало, а именно страха.
А вообще, лично я не понимаю, почему ребенок априори должен уважать взрослого? Ну да, у взрослого больше опыта и мозгов, но это не гарантирует правильности жизни и поведения. Взрослые иногда такое чудят, что с чего их вдруг уважать-то?

Ребёнок должен воспитываться в атмосфере уважения к взрослым, хотя бы потому, что взрослые несут ответственность за детей. И если ребёнок будет неконтролируемый и будет отдавать отчёт в отсутствии какой-либо ответственности, то может наделать много всего интересного. Должен быть в психике какой-то сдерживающий механизм. И да, как правило, взрослые опытнее, и если говорят, что не нужно перебегать на красный или плохо обижать маленького, значит так оно и есть, а не "иди на фиг дядя/тётя".

в целом да, тоже такое замечаю.


это, Яш, последствия либерализма((
часто думаю об этом. взрослые из нашего детства почти не имели возможности подолгу заниматься нашим воспитанием, но как-то у них получилось и воспитать и всё остальное.
на себя со стороны смотрю и не понимаю - что я не так делаю? времени с ребёнком провожу столько, сколько моя мама со мной в жизни не проводила.
единственное, чего усвоил в процессе "воспитания" троих детей - только личным примером. всё остальное не работает. да и личный пример работает не всегда((

а когда личный пример перестает работать, включается традиционная методика "волшебный пендель". Послений метод действует 100%.

У меня две дочки и по попе они у меня отхватывали до пятилетнего возраста. Потом я уже считала, что они достаточно взрослые и методы воспитания менялись. Но обе они росли среди взрослых людей (семья, родственники, няни), минуя садик. Я не могу сказать, что они не уважают взрослых. Скорее, считают их равными себе и общаются, кстати, на равных (я имею ввиду, интеллектуальный уровень хороший), но уж не боятся взрослых точно. С одной стороны это хороший уровень социализации-и мне это нравится. С другой стороны -неограниченная общительность и это пугает. Ведь в нашем мире далеко не каждый взрослый-хороший человек. А когда я сама была студенткой, бабушка у которой я жила на квартире говорила: "Мы настолько уважали учительницу, что считали, что она даже (извините) в туалет по большому не ходит". Это же тоже перекос, только в другую сторону...

Есть разница между общением на равных в том смысле, что мнение ребёнка равно учитывается с мнением взрослого и в том смысле, когда семилетний ребёнок говорит малознакомому дяде: "Эй, Вася, иди сюда!".

В первом случае я за такое равенство, во втором случае, мне начинает казаться, что у ребёнка нет сдерживающих механизмов и он дурно воспитан.

раньше модель "я старший- я лучше знаю" внушалась по умолчанию. делалось это для упрощения жизни учителей, родителей. до определенного возраста ребенок должен был выполнять команды не обсуждая. в третьем классе я "посмела" поспорить с учительницей по поводу решения нестандартной задачи. решила я правильно, но меня все равно с мамой вызывали к завучу. видимо, решили, что я потенциально- опасный анархист))) основная претензия- почему это я себе позволяю подвергать сомнению авторитет (!) учителя. я ж ниче не подвергала, я только задачу решила правильно, а учитель- нет)))
сейчас другая тенденция- авторитетов нет, любой детеныш считает себя "самым вумным". взрослые перестали внушать страх и не научились вызывать уважение...

Помню как-то раз моя классная в присутствии мамы сказала, что по мне тюрьма плачет. Это было очень неправильно, но я всё равно был воспитан так, что не мог ответить ей на подобное заявление грубостью. Не потому, что боялся её. Просто маме было бы стыдно, что я веду себя неподобающим образом. :)

Я тоже вижу, что многие дети относятся ко взрослым излишне фамильярно, и меня это также удручает. Я совершенно не верю в телесные наказания, это для меня исключено: я как раз считаю, что это внушает страх и подтверждает бессилие родителей втолковать ребенку то, что они хотят, без применения насилия. Пока нам вполне удалось привить своим детям (6 и 9 лет) уважительное отношение к старшим без страха - возможно, потому, что мы много разговариваем, обсуждаем ситуации из жизни, из кино, из книг. У нас принято обсуждать с детьми их (и наши) переживания и то, чем эти переживания вызваны. Мне кажется, необходимо сочетать две важные мысли: во-первых, взрослый несет всю ответственность, и есть ситуации, когда слушаться надо беспрекословно, во-вторых, ребенок волен иметь собственное мнение относительно действий родителей и других взрослых, к этому мнению будут прислушиваться и учитывать его по мере возможности. Мы сами не идеализируем ни себя, ни учителей, подчеркиваем то, в чем взрослые правы, и осуждаем их, если они ведут себя несправедливо.. мне кажется, дети ценят искренность. Самое трудное во всем этом лично для меня - это признавать собственную неправоту и извиняться за свои косяки ))) Но я очень стараюсь.

Edited at 2015-03-30 09:06 am (UTC)

Абсолютно так. Я ведь тоже пытаюсь всегда объяснить дочке свою позицию, показать её плюсы и причинно-следственную связь. Обсуждение и разбор ситуаций, мне кажется, лучший способ воспитания. При этом, я стараюсь делать некоторые поправки, не копируя полностью модель воспитания моих родителей, т.к. наличие специального образования (как бы плохо я не учился!) всё же позволяет мне видеть слабые места той модели. Не могу сказать, что и моя модель воспитания идеальна, но в этом мире в принципе не идеально всё. :)

И всё же меня коробит, когда ко мне обращается на "ты" незнакомый мне ребёнок. Не ребёнок коробит, а его родители, конечно. Но это уже издержки моего воспитания.

Я не понимаю безусловного уважения к старшим. Не хамить людям это одно (хамство, вообще, больше говорит о хамящем), и хамить нельзя, что старшим, что маленьким, а уважение, для меня, это другое. Идиот с возрастом становится старым идиотом. Уважение надо заслужить и у ребенка в том числе. Как-то так.
И да нас воспитывали по-другому, но я не думаю, что так уж это было правильно, слышала много историй о том, что дети боялись дать отпор взрослым или пожаловаться, даже тогда, когда это было необходимо.
Хорошо бы найти золотую середину, но не всегда получается, просто от одной крайности, что взрослый всегда прав сейчас массово кинулись в другую, что ребенок пуп земли, со временем устаканится, и люди, в том числе дети, научатся отстаивать свои границы и интересы не скатываясь в хамство, наверное...

Вопрос вот в чём. Взрослые люди способны к анализу (может и не всегда толковому, но всё же...), дети в силу недостатка жизненного опыта и знаний ещё не способны делать правильные выводы о том кто заслужил уважение, а кто нет. Как же тогда научить их вести себя почтительно со старшими?
Ты меня можешь спросить: "А на кой хрен им вести себя почтительно со старшими?"
Я тебе отвечу, чтобы им было легче учиться в школе и поддаваться влиянию педагога.
Ты меня снова можешь спросить: "А почему это проблемы ребёнка, а не педагога? Педагог на то и педагог, чтобы подобрать к ребёнку нужную методику и суметь мотивировать к обучению".
А я тебя отвечу, ты, естественно, права, и это действительно основная высшая цель педагогов – учить детей основываясь на принципах равенства и гуманизма, Света, ты ДЖ! С той квалификацией и той заработной платой которую имеют учителя, а так же с тем количеством и (странно звучит, но!) качеством детей, с которыми им приходится за эту з/п работать, можно только удивится, что остались ещё учителя, которые реально продолжают работать. И наша задача хоть как-то облегчить им труд, чтобы они успевали давать детям знания, а не доказывали каждому отдельному ребёнку, что они (учителя) достойны уважительного к себе отношения.
Я понимаю, что в идеале на педагоге лежат как воспитательные так и образовательные задачи, но при сложившихся обстоятельствах, считаю, что пусть хотя бы справляются с образовательными, а воспитательную часть мы как-то обеспечим внутри семьи. :)

Edited at 2015-03-30 05:27 pm (UTC)

Недавно узнала, что в первом классе племяннику рассказывали про конвенцию о правах ребенка. И говорили, что на родителей можно жаловаться, если они причиняют боль или морально давить...
Ребенок конечно должен знать о своих правах, но это явно перебор. Раньше нас и ремнем немного воспитывали, и сладкого (в те моменты, когда оно было) лишали, и ругали за "ябедничество".
А теперь слишком многое разрешается с детства, вот эта вседозволенность и портит новое поколение...

Вот именно – получается, что под маркой Здоровая Свободная Личность™ очень часто скрывается вседозволенность замешенная на эгоизме и непоколебимой уверенности в собственной правоте.

По-моему нам отовсюду внушают, какие мы все уникальные. А раз так, то зачем кого-то слушать?

  • 1