Яков Осканов (oskanov) wrote,
Яков Осканов
oskanov

Сказ о том, как я машину с учёта снимал.

Для тех, кто с этим никогда не сталкивался, опишу вкратце алгоритм того, как снимается автомобиль с учёта, чтобы понять суть моей истории, да и вдруг кому пригодится. Кто знает как это делается – может не читать вводную часть, и сразу переходить к рассказу.


Лирическое отступление.

Что бы снять автомобиль с учёта вам нужно оплатить госпошлину в размере 100 (сто) рублей в любом отделении Сбербанка. После этого нужно явиться в МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) ГИБДД, взять бланк заявления о снятии с учёта, заполнить заявление (там всё очень просто – нужно вписать данные о себе и своём автомобиле). Затем требуется пройти осмотр (инспектор сверит номер кузова вашего автомобиля с номером указанным в ПТС – паспорте транспортного средства и поставит на заявлении служебные отметки). Потом надо сдать номера в окошко, приложив к ним ПТС, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, заявление о снятии с учёта и квитанцию о том, что вы оплатили госпошлину. ВСЁ. Проще пареной репы. Я сам много раз делал это в Ростове-на-Дону.
Тут я вставлю небольшую ремарку: люди зачем-то едут снимать машину с учёта с утра. Не знаю, что за стереотип сложился у них такой, но факт остаётся фактом. Утром в МРЭО народу больше, чем в чистилище в День Страшного Суда. Очередь на осмотр выстраивается невероятной длины. Весь этот процесс обременён периодическим появлением «блатных», которых инспекторы осматривают в индивидуальном порядке, в сторонке от общей очереди. Страсти в очереди кипят нешуточные. Люди проводят в МРЭО целый день. Первую половину дня - в очереди на осмотр. Потом - в очереди на сдачу документов, потом - перерыв. Затем, где-то часа в четыре вечера, начинается выдача номеров и документов. А бывает так, что после обеда свет выключили, или «компьютер сломался». Тогда всё – приходите в другой день. Я вот этих дел не люблю, поэтому приезжаю обычно после перерыва. К этому моменту очередь на осмотр «рассасывается» и я прохожу осмотр в течении пяти-десяти минут. Потом сдаю документы – там уже тоже, как правило, нет очереди. И затем вместе со всеми жду выдачи. Таким образом, я экономлю первую половину дня, посвящая её личным делам. Теперь все точки над всеми «ё» расставлены, и я перехожу собственно к рассказу.


Ваш покорный слуга – сова. Нет, не ямало-ненецкому гороскопу и не по диагнозу из психиатрической клиники. Просто я поздно ложусь спать и, как следствие, не очень люблю рано вставать.

Так получилось, что в конце прошлого года мне пришлось снимать с учёта автомобиль в одном из районных центров нашей области – Каменске-Шахтинском.

Проснулся я в тот памятный день обычным совьим утром – часов в девять. Быстро позавтракал, собрался и отправился в путь. Ну, то есть как – быстро: около часа ел, умывался и одевался. До Каменска-Шахтинского было около часа езды. Так что прибыл я в этот уездный городок около одиннадцати часов утра. Здание МРЭО я отыскал быстро (язык не раз доводил и до Киева, в том числе). Припарковал машину и пошёл узнавать, что да как.

Войдя внутрь, я обнаружил, что нахожусь в крошечной комнате плотно (настолько плотно, что почти уже и интимно) наполненной людьми разного возраста, пола и вероисповедания. В комнате наличествовали окошко в стене и дверь. Дверь, по всей видимости, вела вглубь этой цитадели закона, но была закрыта. На двери висел домофон с четырьмя кнопками. Окошко было закрыто картонкой с надписью на русском языке: «Не стучать! Идёт обработка документов!»

Я поинтересовался у людей, где я могу взять бланк заявления, и где проводится осмотр транспортных средств. Полученные ответы заставили меня горевать и печалиться. Осмотр уже окончен, а заявление самостоятельно заполнять запрещено, нужно оплатить оформление и его заполнит специально обученный человек. Видимо сельский писарь.

Всё это было очень странно. На улице было утро, а инспектора уже почему-то закончили свой рабочий день. Да и факт, что мне кто-то платно будет оформлять заявление, не сильно меня порадовал. Кроме того, что подобное принуждение не законно, меня ещё огорчало то, что я, получается, зря учился в школе и не могу применить свои отточенные годами навыки письменной речи…Кстати, а сколько стоит заполнить заявление? Пятьсот рублей?! Я не ослышался? ПЯТЬСОТ РУБЛЕЙ?!!! За то, что на лист бумаги впишут мои паспортные данные, марку авто, год его выпуска, номер кузова и слова «прошу снять с учёта»? На несколько мгновений я стал похож на сморщенный засушенный плод фигового дерева, или, говоря проще, – офигел.

Потом взял себя в руки и решил, что права в другом городе качать глупо и неэффективно. Решил, что пятьсот рублей не стоят того, чтобы скандалить и учинять разборки. Я поинтересовался, куда оплатить. Мне указали на то самое окошко, украшенное картонкой с надписью «Не стучать! Идёт обработка документов!». Я подошёл к нему и прислушался. Чавкающие звуки, смех и бородатые анекдоты, доносившиеся изнутри, свидетельствовали о бойком рабочем процессе. На каждый документ, судя по звукам, приходилось не менее одной кружки чаю, трёх печений и двух бородатых анекдотов. Отвлекать людей было бы бестактно, и я стоически ждал.

В одиннадцать пятьдесят пять окошко открылось. Я с воодушевлением спросил у сытого и весёлого женского лица в окошке, как мне оформить заявление и куда платить.

Мне ответили, что оплатить нужно в Сбербанке. По возвращению требуется предоставить две квитанции: госпошлина – сто рублей и оформление заявления – пятьсот рублей.

- Только вы не успеете, - сочувственно сказала женщина в окошке.

- Почему? – удивился я.

- Потому, что приём документов – до двенадцати. Поздно вы приехали.

- Поздно? Я приехал в одиннадцать. Это у вас было занято.

- А что поделать. Видите, оно как…- женщина скорбно развела руками, а потом стряхнула с кофты крошки.

Я начал закипать, но сдержался. Кричать не стал, а просто предложил:

- А давайте я попробую быстро всё оплатить, а вы пока заполните заявление.

- Да я то заполню, - весёлое лицо в окошке приобрело ангельское выражение, - инспектор у вас его не примет.

- То уже дело десятое. Вы, главное, заполните. – Я подал ей документы и отправился на поиски банка.

Банк нашёлся быстро. Две операционистки медленно и печально поедали хлеб с мёдом.

- У нас перерыв, - констатировала моё возбуждённое появление в дверях одна из сотрудниц.

- Ясно, - сказал я и уточнил: - Сразу у двух?

- Что у двух?

- Перерыв у вас двоих?

- Ну.

- А до которого часа?

- До двух.

Просто какой-то рай для работников банка. Открытие в десять. Перерыв уже в двенадцать. До двух. Потом ещё три часа до пяти пахать. Так и надорваться можно. Однако пришлось ждать.

В МРЭО я вернулся в пять минут третьего. Квитанции были оплачены, заявление оформлено. Оставалось пройти осмотр и сдать документы и номера.

- Зря вы всё это, - сказала женщина, протягивая мне заявление. – Инспектор уже закончил осмотр.

- И что вы предлагаете?

- Возвращайтесь домой. Завтра приедете уже с заявлением и квитанциями, пройдёте осмотр, и снимите машину с учёта.

- Во-первых, завтра не приёмный день. Во-вторых, мне нужно снять машину сегодня. В-третьих, я не нанимался кататься через день по двести километров.

- Тогда можете попробовать договориться с инспектором. Индивидуально. – Лицо в окошке сделалось многозначительным.

- Спасибо за совет, - поблагодарил я и вышел искать инспектора.

Того нигде не оказалось. Тогда я решил пойти по другому пути и зашёл в один из страховых ларьков, которые словно грибы из гнилого пня всегда вырастают возле МРЭО.

- Чем могу помочь? – полюбопытствовала милая девушка за столиком.

- Тут такое дело... – я начал объяснять всю ситуацию, закончив словами: - Мне бы инспектора найти. Не знаете, как с ним связаться?

- Вопрос решаемый, - девушка улыбнулась. – Я могу позвонить, и инспектор всё сделает. Но это стоит денег. Вы понимаете.

- Конечно, - сказал я. – И какова цена вопроса?

- Три тысячи рублей. – Это было произнесено таким тоном, словно «Шоколадка и бутылка шампанского». На миг я стал похож на кулак, в котором между указательным и средним пальцем торчит большой. Ну, или, как вы уже поняли, просто офигел. Второй раз за день.

- Вы хотите сказать, что за то, что инспектор выйдет во двор и сверит номер в паспорте авто с номером, выбитым на кузове, я должен заплатить ТРИ ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ?

- Увы и ах!

- А может быть, обойдёмся меньшей суммой?

- Например?

- Я предлагаю Ы-ОТ У-ЭЙ, - сказал я вдохновенным голосом тренера омского «ГазМяса».

- СКОЛЬКО?

- Целых Ы-ОТ У-ЭЙ.

Дальше всё развивалось в точности по сценарию «Нашей Раши», и мы благополучно послали друг друга в О-ПУ.

Я не жадный. Просто не понимаю, почему вместо ста рублей, должен платить три тысячи шестьсот. Это ровно в тридцать шесть раз больше положенного. Тут уже дело принципа – не люблю, когда меня цинично и нагло грабят.

Я снова зашёл в здание МРЭО, и народ сочувственно посмотрел на меня. Я поведал товарищам, что инспектора нет.

Мне стали объяснять, что это нормально. Что не у всех получается снять автомобиль с учёта с первого раза. Что лучше мне не терять время, а ехать домой. А послезавтра приехать с раннего утра и т.д. и т.п.

Это было дико – слушать подобное. Да и сдаваться не хотелось. Я решил попробовать попасть за дверь с домофоном, с целью найти кого-нибудь из инспекторов и договориться об осмотре напрямую, без посредников.

Однако последовательное нажатие всех четырёх вызовов ничего не дало. Переговорное устройство красноречиво молчало. На часах было около трёх. Похоже, пасьянс не сложился. Оставалось покориться судьбе и ехать домой. Я вышел из МРЭО.

- Ну что, лох педальный, так и уедешь ни с чем? – Я обернулся на реплику, никого не увидел и понял, что это со мной говорит моё, до поры дремавшее, чувство собственного достоинства.

- А что ты предлагаешь? – спросил я у него.

- Предлагаю решить вопрос сегодня и сейчас. Решительно и бесповоротно.

- Ясно. Но как?!

- Ну что ты пристал со своим «как»? Я тебе стратегию предлагаю. Тактикой займись сам.

Перепалка с самим собой стихла, и я призадумался. Через минуту у меня появилась идея. Как и всё гениальное, она была проста до неприличия. Я зашёл в МРЭО и начал разглядывать стенды, висевшие на стенах. Кроме плакатов по эффективному пожаротушению и фотороботов каких-то преступников, на одном из стендов обнаружился телефон доверия. Народ начал убеждать меня, что это бесполезно, ибо это только разозлит милиционеров, и тогда они будут до меня докапываться с пристрастием. Я только пожал плечами – в своём умении правильно заполнить заявление, так, чтобы там не было орфографических ошибок, я не сомневался. А больше придираться не к чему. Я записал номер и вышел во двор, чтобы спокойно поговорить.

Трубку подняли практически сразу и почему-то странно представились:

- Штаб.

- Скажите, а по вопросам доверия я верный номер набрал?

- Да-да. Что случилось.

- Видите ли, - начал я, - у меня не получается снять автомобиль с учёта.

Меня попросили представиться и назвать место прописки. Я выполнил просьбу и продолжил:

- Понимаете, я прибыл в Каменск-Шахтинское МРЭО ГИБДД в одиннадцать часов. Сейчас уже пятнадцать, но я так и не увидел ни одного сотрудника ГИБДД, несмотря на то, что сегодня приёмный день и время рабочее. Прошу разобраться.

- Одну минутку. Мы сейчас обязательно разберёмся.

- Спасибо. – Я нажал отбой и снова пошёл в здание.

Там было всё также тихо и грустно. Народ обречённо ждал появления инспекторов.

- Что ещё не начали номера выдавать? – на всякий случай спросил я.

- Нет, - отозвался кто-то. – Тишина. Только вот, какого-то Осканова из окошка спрашивали.

- Да ну? – Я был искренне удивлён оперативности «штаба» доверия. Однако долго удивляться не пришлось. Окошко снова открылось и ставшая мне уже почти родной женщина, заполнявшая документы спросила:

- Осканов появился?

- Появился, - весело отозвался я.

- Тогда пойдёмте, вас там начальник МРЭО ожидает.

Дверь с домофоном отворилась, и я шагнул внутрь, чувствуя себя Фродо Бэггинсом на подходе Ородруину. Через десяток метров обнаружилась дверь. Женщина нерешительно в неё постучалась.

- Да-да, - послышался из-за двери раздражённый голос.

- Входите, - сказала моя провожатая. И я вошёл. Она добавила из-за моего плеча: - Я Осканова вам привела. – И захлопнула за мной дверь.

Я остался стоять в пороге и рассматривал сидящего за столом человека. Он был примерно моим ровесником. Худощавый. С наглым взглядом, нервными бегающими пальцами и капитанскими погонами. Мы несколько секунд молча смотрели друг на друга. Потом он начал, как говориться «с места в карьёр»:

- Ну чё у тя там за проблемы? – подбородок капитана надменно вскинулся вверх.Предложенный тон мне не понравился. Я постоял несколько секунд, подбирая слова.

- Ну?! – подбодрил меня мой собеседник. Я вздохнул и начал свой монолог, попутно загибая пальцы:

- Во-первых, «нукать» вы будете своей лошади. Во-вторых, меня зовут Яков Сергеевич, извольте обращаться ко мне на вы, поскольку водку мы с вами на брудершафт не пили. В-третьих, почему это вы сидите, а я стою. Что за странное у вас воспитание? Вас не учили в школе милиции предлагать людям присаживаться? В-четвёртых, представьтесь, пожалуйста. Меня интересует ваша фамилия и должность, чтобы я понимал, с кем разговариваю.

Капитан покраснел, потом побледнел. Затем опомнился, представился и усадил меня. Я сел и закончил:

- А в-пятых, милостивый мой сударь, у меня не проблемы, а претензии. А проблемы, похоже, у вас. Ибо смею вам доложить, что во вверенном вам отделении царит хаос, бардак и коррупция. И я имел возможность не только увидеть это, но и заснять некоторые интересные детали на телефон. – Я, конечно же, ничего не снимал. Было просто занимательно посмотреть на его реакцию.

Реакция у него была, нужно признать, типовая, как у лакмусовой бумаги: он снова покраснел, потом побледнел и затем опомнился:

- А что, собственно, произошло?

- Произошло то, что уже три часа дня, а я до сих пор не прошёл осмотр своего автомобиля, а женщина, заполняющая документы, рекомендует мне ехать домой. Мне НУЖНО снять мою машину с учёта. СЕГОДНЯ. Как вы считаете, это возможно?

- Конечно, вас ввели в заблуждение… не может быть…я и сам заинтересован разобраться… вы же понимаете, как человек ответственный…

- Так я могу рассчитывать, что уеду в Ростов на автомобиле снятом с учёта?

- Конечно, проезжайте на площадку осмотра. Сейчас туда выйдет инспектор.

Я снова вышел в народ.

- Ну что? – спросили меня.

- Ничего, - сказал я. – Пойду проходить осмотр.

И тут вдруг началось. Какая-то женщина истошно завопила, что она тут уже третий раз и ей всё надоело. Она бросилась к стенду с телефоном доверия. За ней увязался какой-то пенсионер – тоже записывать телефон. Времени было около пятнадцати минут четвёртого. Народ, повинуясь стадному инстинкту, начал, с поводом и без, названивать по телефону доверия. Представляю как сотрудники «штаба» в одночасье стали похожи на кусты с разлапистыми зелёными листьями, или говоря иначе – охренели.

Какой происходил диалог между отделом контроля и профилактики и сотрудниками МРЭО я не знал. Однако уже в пятнадцать тридцать пять волшебное окошко открылось, и где-то в течение десяти минут ВСЕМ (а нас было человек тридцать) выдали номера и документы. Когда я сказал «всем», я имел в виду «всем остальным». Потому как мне выдали куст с большими зелёными листьями – хрен.

Я решил, что сотрудники ГИБДД решили сначала закончить с документами, отпустить граждан, а лишь затем произвести осмотр моего авто. Я постоял возле машины минут пятнадцать. Никто не появился. Я решил снова зайти в МРЭО. В здании не было ни души. Постучался в магическое окошко – никого. Позвонил в домофон – пусто. Снова вышел на улицу проверить, не подошёл ли инспектор – увы. Я начал догадываться, что видимо на меня, как на инициатора скандала, сотрудники ГИБДД крепко осерчали. Юридически они, конечно, были правы. Можно было додержать меня до конца рабочего дня и выдать документы в 17:59.

Но, во-первых, мне не хотелось терять два часа. Во-вторых, в голову начали лезть совершенно дикие и пугающие фантазии. Мне вдруг представилось, что милиционеры вызовут сейчас неформальную группу поддержки, и меня, где-нибудь на задворках МРЭО, как злостного жалобщика, запинает местная гопота. Сразу вспомнилась сцена из Бумера 2, где Вдовиченков пытался выяснить у гопников кто из них старший и получил битой по темени в качестве ответа. На всякий случай позвонил другу и рассказал ситуацию.

- Если к вечеру не вернусь в свой родовой замок – знай: местная чернь обнаружила мой фамильный склеп и забила меня осиновыми кольями, - закончил свой рассказ я. Посмеялись. Но, как говорится, смех смехом, а нужно что-то делать. Ничего умнее, чем позвонить снова по телефону доверия я не придумал.

- Штаб!

- Здравствуйте, это Осканов. Я звонил вам сегодня. По поводу МРЭО.

- Да-да. И что вам не помогли?

- Нет. Стою во дворе. Жду инспектора для осмотра. Прошло уже около часа.

Думаю, за это время инспектор мог бы и появится на рабочем месте.

- Мы сейчас выясним. Подождите минутку.

Я уселся на лавочку. И действительно мне скоро перезвонили.

- Вы знаете, сейчас как раз рассматриваются ваши документы.

И тут я не выдержал:

- Вы меня, конечно, извините. Но сейчас в МРЭО нет НИ ОДНОГО ПОСЕТИТЕЛЯ, кроме меня. Зато есть целых ЧЕТЫРЕ ИНСПЕКТОРА. Они что, вчетвером мои документы осматривают? А потом будут вчетвером осмотр машины производить, а потом вчетвером мне ПТС выдавать? Знаете, я снял весь рабочий процесс на телефон. И завтра напишу заявление на имя главного прокурора области с просьбой произвести проверку на профессиональную пригодность сотрудников местного МРЭО. К заявлению приложу видеозапись с пояснительной запиской, в которой укажу, что обращался в службу доверия за поддержкой, но удовлетворительных результатов не получил. И пусть начинают охоту на ведьм. Как вам мой план?

- Давайте не будем горячиться, - поспешно ответили по ту сторону трубки. – Дайте нам ровно одну минуту.

Что ж, слово они сдержали. Через минуту выбежал инспектор с отвёрткой в руках. Сам (!) открутил мои номера. Молча взял мои документы и, не осматривая автомобиль, устремился обратно в МРЭО. Уже у самого входа он обернулся к остолбеневшему мне и сказал: «Выдача документов – в окошке, через пять минут». Я постоял и подумал, не позвонить ли снова по телефону доверия, ради смеха, и не пожаловаться на то, что никто фактически не осмотрел автомобиль. Что за халатность? А если машина в угоне? Но всё-таки внутренний голос отговорил меня, сказав, что это уже не смешно и негативно скажется на моей карме. А через пять минут мне выдали документы.

Такая вот история.

В качестве заключения могу сказать, что ГИБДД я считаю органом нужным и полезным. Много моих приятелей и просто хороших знакомых работают в этой структуре. Однако масштабы коррупции на местах иногда просто поражают. Но всех под общую гребёнку я не гребу. Я был во многих МРЭО Ростовской области и могу сказать, что встречались мне и такие, что я сам бежал и покупал «магарыч» за человеческое, ничем заранее не мотивированное, ко мне отношение. Что касается этого частного случая, то, полагаю, страна должна знать своих героев.



Картина маслом: Четыре Капитана.

Tags: из жизни
Subscribe
promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments