Яков Осканов (oskanov) wrote,
Яков Осканов
oskanov

Categories:

Мой ТОП не самых известных картин Третьяковской галереи

Я был во многих известных музеях мира, и тем не менее, душа моя осталась в двух: Государственной Третьяковской Галерее в Москве и в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Так уж сложилось, что сюжеты русских живописцев гораздо глубже проникают в моё сердце, чем те, которые рисовали европейские классики. В этом очерке я бы хотел поделиться своими впечатлениями от посещения Третьяковки. И показать свои любимые картины.







Замечу так же, что большинство посетителей галереи в первую очередь смотрят известные картины известных авторов. И хотя в здесь нет уж совсем неизвестных авторов, некоторые мастера больше "раскручены". И названия их картин у всех на слуху. Основной интерес широкой общественности представляют работы Репина, Сурикова, Васнецова и прочих "мастодонтов" русской живописи. А в то же время в галерее есть авторы ни в чём не уступающие мэтрам.



Посетителей много, но такой давки, как Лувре или Эрмитаже, нет.


Вот это я называю "известная картина". И.И. Левитан. "Над вечным покоем". 1894


Ещё один "хит". В.Г. Перов. "Тройка". 1866.


Не могу не упомянуть моего любимого баталиста В.В. Верещагина – «После неудачи (Побеждённые)». 1879.

Однако даже у известных живописцев есть картины менее известные, которые не менее драматичны и прекрасны. К тому же есть много авторов, которых я (к своему стыду) не знал до посещения Третьяковской галереи. Представляю вам свой ТОП-10 картин, которые я открыл для себя после визита в этот уникальный музей.





Всё тот же Перов. "Проводы покойника". 1865.

По мне так самая драматичная картина этого художника. Можно только гадать насколько тяжёлой утратой оказалась для семьи смерть кормильца. И факт, что в последний путь едут провожать узким кругом, почти не даёт надежду, что всё образуется. Помощи ждать неоткуда. Нет ни друзей, ни близких, лишь женщина оставшаяся без своего мужчины и пара осиротевших детей. Беспросветно. Безнадёжно. Холодно.





С.В. Иванов. "В дороге. Смерть переселенца". 1889.

А тут вроде и солнце, и день. А безнадёга ещё больше. Если у Перова даётся хоть какой-то надежда на то, что похороны закончатся, семья вернётся в деревню, в свой дом, наступит весна и всё ещё образуется, то здесь изображён окончательный крах. Это переселенцы. Нет никакого дома. Нет деревни. Возвращаться некуда. Нужда заставившая людей следовать сквозь раскалённую степь не даёт нам право думать о возможности вернуться. Все надежды обернулись прахом. Старая повозка, нищенский скарб (горшок да пара лаптей), да испуганная девочка, держащая на руках младенца (то ли брата, то ли сестру) – всё, что осталось у простёртой на земле женщины... Нет не наладится новая жизнь на новом месте, на которую они с мужем надеялись. Всё рухнуло...





М. Шибанов. "Празднество свадебного договора". 1777.

Вот честно не знал этого автора, а тем не менее какой замечательный художник. Обычный крепостной, кстати. Лишь за шесть лет до смерти стал "вольным живописцем". Картина примечательно тем, что очень древняя и написанная во времена, когда изображать крестьянский быт считалось моветоном. А потому является по сути первым документальным наглядным свидетельством о быте простого народа. На картине есть подпись: "Картина представляющая суздальской провынцы крестьянъ. Празднество свадебнаго договору, писалъ в тойже провынцы вселв татарове в 1777 году. Михаилъ Шибанов".





В.Я. Якоби. "Привал арестантов". 1861.

Картина с сюжетом, что называется. Умерший арестант, надзиратель деловито устанавливающий факт смерти, вор, стаскивающий кольцо с руки умершего, и скорбные женщины (видимо жёны), добровольно согласившиеся сопровождать мужей на каторгу. Можно предположить, что среди арестантов есть политические заключённые, т.к. умерший имеет вид интеллигента, да и жёны убийц и воров редко сопровождали осуждённых в места отдалённые. А эти вот пошли. Жертвенные преданные души, может быть поэтому среди беспросветной серости именно на них падают лучи света?





Ю. Ю. Клевер. "Заброшенная мельница". 1890

Отличная атмосферная картина замечательного художника, рисующего очень необычные картины: мрачные, тёмные, таинственные. Запустение и одиночество. Ничто живого не осталось в этом некогда весёлом и светлом месте. И даже птицы улетают прочь, усиливая атмосферу надвигающегося забытья.





А.И. Корзухин. "Перед исповедью". 1877.

Эта картина в меньшей степени меня поразила сюжетом, а большей степени невероятным уровнем реализма, за котором стоит мастерство на грани невозможного. И тем сильнее моя неловкость от того, что и этого художника я до похода в Третьяковку не знал. Так что, ходить по холоду в музеи (оказывается!) не только тепло, но и познавательно.





В.М. Максимов "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". 1875.

Этого художника я тоже, каюсь не знал. А у него много изумительных и тонких работ. Но первой обратила на себя моё внимание именно эта. Какой необычный и интригующий сюжет, согласны?





В.Е. Маковский. "Вечеринка". 1897.

Занимательная картинка замечательного художника. Вечеринка – на самом деле нелегальное собрание революционеров, на котором бойкая курсистка увлекает сочувствующую интеллигенцию своими пламенными идеями о новой жизни... Ах, если бы знал художник, куда это всё приведёт страну...





И.С. Остроухов. "Золотая осень". 1886.

В отличие от своего близкого друга Серова, Остроухов не приобрёл такой широкой славы, но я не смог пройти мимо этой скромной небольшой картины, которая так точно отражает то осеннее настроение, которое я периодически пытаюсь передать своими фотоработами.





А.Е. Архипов. "В гостях". 1915.

Особняком от остальных передвижников с их драматизмом, высокой "психологичностью" сюжета и реалистичностью исполнения, стоит творчество Абрама Ефимовича. Она значительно более яркое и радостное, несмотря на то, что изображает крестьянский быт. Обычный реализм в манере писать замещён импрессионизмом, что, безусловно, только способствует выделению этого художника их ряда его коллег.



Вот такая небольшая экскурсия получилась. Надеюсь, вам понравилось. А какой музей у вас самый любимый? Вообще, любите ходить в музеи?



Другие очерки о России



Tags: Россия, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Россия” Tag

promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →