Яков Осканов (oskanov) wrote,
Яков Осканов
oskanov

Финляндия: послевкусье

Этот очерк не очень уж познавательный. Скорее он личного характера, и в нём я просто пытаюсь обобщить мои воспоминания и впечатления, полученные в ходе поездки в Финляндию. Кто-то, может даже, найдёт этот пост полезным для составления собственных планов, взвешивая «за» и «против», обдумывая поездку в эту замечательную страну. Кто-то - пересмотрит свои планы. А кто-то, наоборот, - сочтёт этот очерк бесполезным. Как знать?




Скажу сразу – Финляндия дорогая страна для туризма. Если вы не были в других популярных туристических направлениях, то имеет смысл отложить поездку в Финляндию, т.к. за её стоимость можно посетить две (а то и три!) страны, например Турцию и Египет. Конечно, есть повод возразить, что эти две практически уже всероссийские здравницы - своего рода «туристическая попса» и хочется чего-нибудь пооригинальнее. Согласен. Но тогда опять же, за ту же стоимость можно посетить другую, более интересную в плане достопримечательностей, европейскую страну. Или, к примеру, какую-нибудь экзотическую локацию, вроде Шри-Ланки или Кении. Но это, как говорится – дело вкуса.



Люблю вот такие колоритные предметы интерьера. :)

Первое, что меня в Финляндии удивило – это вода. Если вы прилетели, к примеру, в Турцию, то первое, что вам скажет гид – не пейте воду из крана, пейте специальную бутилированную воду. В Финляндии наоборот – все спокойно пьют воду из крана. Это как-то непривычно – лично у меня условный рефлекс: не пить воду из крана, т.к. в Ростове она не очень приличного качества.

В целом понравилась чистота и порядок. На улицах не встретишь окурков и полиэтиленовых обёрток, лежащих прямо на асфальте. Не смотря не климат и обилие снега, дороги чистые. Посыпаются они не реагентами, как у нас, а гранитной крошкой, которую периодически собирают с обочины и снова запускают в дело.

Вообще, Финляндия для меня – Россия наизнанку. У нас, например, люди внешне стараются выглядеть пристойно, а внутренней культуры нет. Вот и летят из окон машин окурки, пачки сигарет, сжигаются кнопки в лифтах и подъезды превращаются в общественные туалеты. Зато на вид все культурные, одеты прилично, обуты. Но любой человек в галстуке может неожиданно плюнуть на тротуар или отколоть что-нибудь подобное.

В Финляндии, как мне показалось, всё наоборот. По улицам ходят очень вызывающе одетые подростки – волосы выкрашены во все цвета радуги, на головах – ирокезы, лица – в пирсинге. Глянешь – аж жуть! Но глаза у них добрые, и тротуары чистые. Они лучше, чем кажутся с первого взгляда. Мы же стараемся казаться лучше, чем мы на самом деле есть.



В Финляндии даже если jopa, то она не такая страшная и меньше русской на тридцать процентов.

Очень мне понравилась государственная политика, направленная на создание здорового общества. Судите сами: спиртные напитки продаются только в специальных алкомаркетах. Алкомаркеты по вечерам не работают, а по выходным закрыты. Бары и рестораны, где можно употребить алкоголь, тоже не работают допоздна.



Большая удача - повстречать на улице алкоголиков, но даже они выглядят вполне пристойно.

Я спрашивал у финнов, чем они занимаются в свободное время. Оказалось, что посещают кинотеатры, театры, музеи. В одном только провинциальном Ювяскюля насчитывается семь музеев. Вполне приличных, достойных столичного уровня. Кроме этого, очень развит спорт. Молодёжь активно им занимается, а кто не занимается, является активным болельщиком. Многие посещают сауны. В Ювяскюля мы посещали аквапарк Алвара Аалто, нам так понравилось, что, приехав домой, я стал искать аквапарк в Ростове. Однако оказалось, что у нас в городе (более миллиона жителей!) нет зимнего аквапарка. Есть только летний. А у финнов есть. Даже в маленьком Ювяскюля.



Вот так вот - запросто, люди организовали себе пикник в центре Хельсинки.

С экскурсиями нас, попросту, кинули. Оператором был «Лабиринт» и этот камень, надо понимать, в их огород. Общий обзор Хельсинки – пожалуй, единственная стоящая экскурсия, предложенная нам во время тура. А ведь можно было организовать несколько действительно интересных экскурсий. Например, сделать экскурсию в Турку – древнюю столицу страны. Или организовать обзорную прогулку по Ювяскюля, ведь в городе действительно есть что посмотреть – семь музеев и множество памятников архитектуры, некоторые, к тому же, возведены самым, пожалуй, выдающимся финским архитектором – Альваром Аалто. Но сетовать тут поздно. Могу лишь посоветовать: если вам важна культурно-историческая часть поездки, то внимательно изучите план экскурсий, особенно если едете с «Лабиринтом».



Турку. Церковь Св. Архангела Михаила. 1899-1904. Архитектор Ларс Сонк.

А ещё было удивительно, что можно спокойно обращаться к любому прохожему на улице по-английски. И вас поймут, и помогут, и объяснят. Ведь у нас в стране далеко не каждый сможет изъясниться на английском языке. И уж тем более не велик процент владеющих языками среди людей старшего поколения. Потом, уже по приезду в Россию, я узнал, что в Финляндии самый высокий в Европе уровень образования. Кроме английского и родного суоми, финны ещё владеют шведским языком, который является вторым государственным, и хотя на нём говорит около 3% населения, любой финн, работающий на государственном посту или в сфере обслуживания, обязан уметь на нём изъясняться.



Особенно продвинутые финны ботают по фене.

Интересно сравнивать менталитеты людей разных стран, рассматривая машины. Всё-таки у нас в России машина для многих людей – показатель их статуса. Чем круче тачка, тем ты «статуснее» в ней смотришься. Потому как можно скрывать свой реальный социальный статус. У нас в России многое так. Мужчины покупают БэЭмВэ Экс Шесть и живут на съемной однокомнатной квартире. Женщины покупают шубы и катаются в них в общественном транспорте.

В Финляндии всё не так. Ты исправно платишь налоги, и твои соседи знают, кем ты работаешь и сколько примерно зарабатываешь. Поэтому абсолютно абсурдно пытаться выдавать себя за кого-то другого. И выбор машины в связи с таким укладом жизни делается с позиции практичности. Поэтому 80% всех виденных мной легковых авто – универсалы. В нашей стране не часто встретишь Хонду Аккорд универсал, или БэЭМВэ пятой серии универсал. А если вдруг вы отважитесь купить, то это будет покупка на всю жизнь, ибо в России Мерседес Е-классе (или БэЭмВэ и т.п.) в таком кузове не продать.

А ещё понравилось отношение людей друг к другу. Был, к примеру, такой случай – мы решили взять машину напрокат и покататься по стране. Я подошёл в отеле на рецепцию и спросил администратора, где я могу арендовать автомобиль. Он уточнил, какой автомобиль, и к какому времени мне нужен. Нас ехало две семьи, поэтому я выбрал микроавтобус Мерседес и попросил его доставить к восьми утра.

Ровно в назначенное время в холле меня ждал представитель компании сдающей в аренду авто. Он попросил меня расписаться на бланке, о том, что я получил авто и отдал мне ключи в обмен на арендную плату. Я спросил, где документы. Он ответил, что все необходимые документы лежат в бардачке. Машина заправлена – полный бак. Завтра, также в восемь утра, он ждёт её с полным баком у отеля. Я спросил, а что будет, если случится ДТП. Он ответил, что тогда мне придётся выплатить страховой взнос – шестьсот евро, если меня это устраивает, то я могу ехать. Нас это устраивало. Но что меня поразило – у меня не спросили, имеются ли водительские права, не взяли эти самые шестьсот евро в залог. Просто отдали ключи и пожелали приятной поездки. Как говорится, «в нашем клубе джентльменам верят на слово».



К поездке готов.

Полицейские дружелюбны. Их нигде не видно, но они есть. Один раз я пропустил нужный поворот, и ехал по трассе «виляя» - постоянно перестраиваясь из полосы в полосу. Мне нужно было развернуться, и я искал место, где отбойник, перегораживающий направления движения, прерывался бы. Попутно я притормаживал перед указателями, чтобы успеть прочитать, что на них написано и перестраивался в правый ряд, чтобы на всякий случай не пропустить поворот. Видимо где-то стояли камеры наблюдения, поскольку через десять минут подобной езды появилась полицейская машина. Она поравнялась со мной, и полицейские принялись меня разглядывать. Я попросил их знаками остановиться и сам тоже остановился.

Выйдя из машины, я сказал им, что мы русские туристы, и что мы заблудились. А также заметил, что нам крупно повезло, что полицейские оказались рядом. Те ответили, что нам не повезло, просто мы были замечены в камеру наблюдения, и полицейским показалось странным, что автомобиль, передвигаясь по пустынной дороге, постоянно перестраивается из ряда в ряд и меняет скорость движения. Они провели меня в своё авто, включили навигатор, показали мне, где я нахожусь и куда мне нужно ехать, а потом нарисовали на блокнотном листе памятку и вручили её на всякий случай, если я вдруг чего не запомнил.

Представляю себе нашу милицию. Во-первых, они бы вряд ли смогли что-то внятно объяснить по-английски. Во-вторых, если бы им показалось странным поведения авто на дороге, то они, скорее всего, и разговаривать особо не стали – начался бы развод на деньги за гипотетическую пьянку. Для сравнения, я как-то раз остановился в Адыгее, на трассе, спросить у милиционеров дорогу. В этот момент один из них останавливал за превышение скорости внедорожник. Похоже, инспектору показалось, что я остановился тоже на взмах его жезла, поскольку подумал, что тоже превысил скорость. И решил взять меня «на слабо». Получилась довольно странная беседа.

- Здравствуйте. – Я вышел из машины и сделал шаг навстречу приближающемуся милиционеру.

- Здравия желаю! Почему нарушаем?

- Что нарушаем?

- Скоростной режим.

- Я? Как я его могу нарушать, если останавливался специально у вас дорогу спросить?

- Пойдёмте, я вам радар покажу.

- Не нужно мне радар ваш показывать. Вы на нём скорость джипа зафиксировали.

- Нет, джип мы остановили не за это.

- А за что?

- За номера.

- А что с ними?

- Это уже не ваше дело.

- А зачем тогда ваш коллега водителю джипа радар показывает?

- Короче, вы, что хотите сказать, что не нарушали?

- Нет. Не нарушал. Я остановился, потому, как мне дорогу узнать нужно.

- А мы что – справочное?

А финны у меня даже прав не спросили, и документы на машину, и «дыхнуть» не предлагали. Потому как в Финляндии что? – Правильно, джентльменам (читайте «людям») верят на слово. В такой стране хочется жить. А за свою немного обидно.

Ещё я сделал для себя определённый вывод – хочешь ездить самостоятельно и без экскурсовода, то, будь добр, тщательно подготовься. Наша поездка в Турку оказалась не очень продуктивной, ибо мы очутились в незнакомом городе и просто бродили по нему, фотографируя, что придётся. Кроме того, был выходной день, и многие места были закрыты. Девушки решили отдаться во власть шоппинга, но и это им не удалось сделать – магазины закрылись в семь. Зато приобрели опыт самостоятельного путешествия за границей.



Бродим по улицам Турку.

Забавный случай произошёл на заправке. На обратном пути мы остановились заправиться – был же уговор, что мы вернём машину с полным баком горючего. Заправка оказалась автоматической. То есть, как, – наши заправки тоже называются «АЗС» - автоматические заправочные станции. Но в России под словом «автоматические» подразумевается, что вы не будете зачёрпывать бензин ведром из ёмкости и заливать в бак через лейку. А в Финляндии под этим словом подразумевается то, что там нет людей. Можно просто вставить купюру в автомат, снять шланг и залить топливо. Перед въездом на заправку была надпись на английском и финском, где говорилось, что за объектом ведётся видеонаблюдение. Полагаю, что запись с моим участием попала в финский аналог передачи «Сам себе режиссёр».

Я выскочил на мороз без куртки, в свитере, полагая, что решу вопрос быстро. Через минуту, покружив по заправке, я догадался, что людей нет, но станция, судя по всему, работает – горело освещение, функционировали автоматы, были видны свежие следы колёс. Но не было ни одной живой души. Я почувствовал себя человеком обнаружившим «Марию Челесту». Потом, сообразив, что в заправочные автоматы можно класть деньги, я попытался положить на пробу пять евро. Купюра послушно исчезла в чреве автомата. Однако следующую купюру автомат наотрез отказывался принимать. Более того – он отверг все предложенные мной купюры. На челе моём проступил первый иней. Я бодро ёжился и продолжал свои попытки. В конце концов, оказалось, что купюры принимаются, только если подаются определённой стороной (видимо какой-то устаревший механизм). В итоге я накормил деньгами этого зверя, и тут у меня снова возникло затруднение. Наш микроавтобус был дизельным. Какой из шлангов отвечает за дизель, я не знал – всё было написано по-фински. Я пригляделся, надеясь прочитать цифры (92, 95 и т.п.), что позволило бы мне идентифицировать бензин. Однако цифр не было. От отчаяния и холодного пронизывающего ветра у меня навернулись слёзы на глаза, которые тут же замёрзли и превратились в сосульки, вытянутые в соответствии с направлением ветра. Я снова перечитал надписи и заметил, что в трёх из них есть одинаковые корни, а в одном нет. Но уверенности не было, и я, чтобы проверить себя, виновато улыбаясь в висящую надо мной камеру наблюдения, стал поочерёдно нюхать заправочные пистолеты. В итоге, я, конечно, заправил кое-как авто и в отель мы добрались без приключений.

Впечатления у меня о Финляндии остались противоречивые. Хоть культурная программа и не была насыщенной, но я увидел много всего интересного и окунулся в быт этой непохожей на Россию страны.

Мы получили интересный опыт путешествий, и в целом весело провёли время. Вопрос остаётся в том, стоило ли это таких денег. Думаю, что если бы у меня был выбор сейчас, я бы, скорее всего, выбрал иную страну, поскольку люблю экскурсии и достопримечательности. Но это, как говорится, дело вкуса.



Колоритный такой чемодан. Хозяин, похоже, часто путешествует. ;)

А если отбросить все маркетинговые расчёты, то у нас остались самые тёплые впечатления об этой уютной холодной стране.



Наш уютный номер.



Другие очерки о Финляндии:
Здравствуйте, я Ваша Деда!
Приключения провинциала в столице.



Tags: Финляндия, путешествия
Subscribe
promo oskanov август 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →