?

Log in

No account? Create an account

НЕ РАЗ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

Блог из Ростова-на-Дону

Previous Entry Share Next Entry
Мысли об изучении истории
я
oskanov

Вот сколько думаю о школьной программе изучения истории, всё не могу понять – почему она так устроена странно? Зачем её разбили на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучается в разное время. От этого представление об истории развития человечества становятся фрагментарными, разрозненными, не укладывающуюся в какую-нибудь более менее стройную картину. История некоторых стран (Да что там стран? - Континентов!) выпадают из программы, образуя в знаниях значительные бреши. Лучше бы знать меньше, но более "пространственно".





Вот например, так. Берём начало IX века новой эры, и смотрим, что же происходило:

Северная Америка: Начало упадка цивилизации майя, захватнические кампании и возвышение тольтеков.
Южная Америка: Расцвет сиканской культуры, закат цивилизации Тиуанако и т.д.
Африка: Аббасиды, империя Гана и т.д.
Европа: Средневековье...
Россия: Появление Киевской Руси
Азия: Начало мусульманского периода в Индии, завершение эпохи Тан в Китае, возникновение кхмерской империи в Камбодже и т.д.
Австралия: Происходит постоянный процесс совершенствования бумерангов.
Антарктида: У пингвинов всё по прежнему.


Как думаете, не было бы это логичным – преподавать историю в срезе времени, а не в срезе отдельно взятых стран?



promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…

  • 1
Много ты шеольников видел, которые заинтересуются и идут самообразовываться?

Ну, с другой стороны, тем, кому не интересна история, всё равно забудут её, в какой последовательности ни учи. :)

Сейчас мы целостно плохо представляем себе периоды всемирной истории - что где происходило в одно и то же время, а в случае хронологического изучения, возможно, раздроблено представляли бы себе историю отдельных стран. Тем более что разные этапы в развитии одной страны бывают сдвинуты относительно таких же этапов другой страны, а ведь стран много. Тоже можно прилично запутаться, и не факт, что меньше, чем сейчас. Мне кажется, что как ни крути - а смаообразовываться приходится, чтобы все кусочки мозаики встали на свои места :)

Ну, можно изучить целостно историю своей страны и целостно всемирную историю. Знать целостно историю ВСЕХ стран невозможно. :)

Есть такая серия, называется “всемирные хроники“. Там подача материала как раз такая. В кажду эпоху описывается все, что происходило в разнвх концах света.
Так вот, даже взрослому человеку с высшим образованием эти книги даются слабо говоря нелегко. Очень сложно следить за нитью повествования.
Школьнику услежить за этим будет еще сложнее, практически невозможно. Тем более и не надо это в рамках средней школы. Там все же больший упор надо делать на родную историю, а не на мировую и тем более древнюю.
С другой стороны конечно именно такое раздробленное повествование истоии дает пищу разным псевдонаучным фрикам. Также например пищу дает такое повествование, когда древние государства выглядят каким, то монолитом, тысячеиелия существовавшим без потрясений. Как тут не поверить в инопланетную сущность. А вот еслим рассказать о том,что Египет большре количество раз разваливался на части и потом только собирался обратно,и даже был в свое время завоеван пришлыми племенами, то история этой страны становится более приземленной. Но это опять упирается во время,которое дается на изучение предмета.


Да, с Египтом всё не просто. Как и с пирамидами. Если знать историю их возникновения и всё, что им предшествовало, то они и не кажутся такими уж и "инопланетными". :)

вы совершенно правы, цельное представление важнее знания мелочей. Но так вот устроена школьная программа, особенно сейчас, в наше время. И не только по истории, но и по другим наукам. Максимально затруднено цельное восприятие, межпредметные связи вообще отсутствуют. Даже интересно, это специально так задумано или просто признак некомпетентности методистов?

Думаю второе.

Другие страны / Цивилизации (и то не все) - нужно освещать в общем виде на более длинном отрезке времени, чтобы иметь представление (зародилась, упадок, кто вместо, сейчас такое гос-во)
Историю России - длинный отрезок времени и более подробно. Многие историю больше никогда в своей жизни не будут изучать, и важно хоть историю своей страны хоть не много знать.

Согласен, историю своей страны можно изучать подробнее и отдельно. Линейно. :)

ты зачем в финале первый абзац дословно повторил? чтобы у пингвинов всё по-прежнему оставалось?)))

Дим, не знаю. Я было заподозрил, что просто скопировал его, чтобы потом туда другой текст вставить, но потом увидел, что развил мысль. Такое впечатление, что во мне Матроскин и Шарик сидят, и родителям дяди Фёдора письмо строчат. А я об этом не в курсе. :)

http://geacron.com/home-en/

Политические карты с 3000 года до н. э. по сегодняшний день.

Спасибо огромное!

А потом пробелы в знания Всемирной истории становятся фундаментом для распространения спекулятивных мифов.

Согласна, что школьная программа по истории составлена с логическими пробелами.

Офф: в начале 90х, когда поступала в Университет, то готовилась по "Истории СССР т. 4. X-XVIII века" под редакцией Лебедева и Грекова (изд 1939 года). Логичное изложение, даны обзоры всех исторических школ, разобраны распространенные ошибки исторического анализа... В общем, если из текста выбрасывать начальные абзацы глав: "Во исполнение Постановления Пленума ЦК КПСС...", то более вменяемого, логичного учебника я в жизни не видела.

На мой взгляд, ошибка многих современных исторических монографий в том, что они излагают точку зрения автора, основанную на эмоциональной оценке и внутренних убеждениях, а не на научном анализе.

Да, история вещь субъективная, ничего не поделать. :)

историю античности надо изучать в последних классах, там самое интересное

Согласен! :) Но тогда в младших классах привьётся стойкая ненависть к истории. :)

Я тоже давно печалюсь по поводу курса истории. Мне кажется, ему не хватает финального этапа.. Я скорее не согласна, что детям с 5 класса можно давать параллельные представления о том, что творилось в разных цивилизациях на одном временном этапе. Дело в том, что тогда у пятиклассника будет в голове полная сумятица, все народы перепутаются, а поскольку с географией у него тоже плохо, его от обилия информации будет просто тошнить - и все. Мне кажется, суть преподавания историй древности, а потом современности сводилась к тому, чтобы дети уловили путь развития цивилизации - основанный на развитии технологий, машин и научных знаний об окружающем мире. И в этом не было ничего плохого: прослеживалась более-менее стройная структура от более "примитивных" цивилизаций к более технически продвинутым. К сожалению, этот курс дает мало представления о развитии культур, религий, представлений человека о себе и о мире.. Для этого, по идее, была культурология - но как? Один жалкий год (в нашем случае, возможно, позже), который был посвящен в лучшем случае знакомству с некоторыми произведениями искусства, но никак не развитию культур - возможно, в связи с тем, что преподаватель сам понимал содержание и задачи курса довольно приблизительно.. Вернусь к первой мысли. Мне кажется, можно изучать истории отдельных цивилизаций поэтапно, но в конце (например, в последний год школы) было бы идеально провести сравнительный анализ - наложить на общий временной вектор то, что происходило с разными народами земли (о чем школьник к этому этапу имел бы хотя бы приблизительное представление).. Тогда картина стала бы более объемной, мне кажется...
А вообще, если можно пару слов оффтопик - я чем дальше, тем больше ужасаюсь вообще уровню безграмотности молодых взрослых, в остальном вполне хороших, милых людей, с которыми мне приходится сталкиваться.. Какая уж там история, если один весьма приятный, совершенно не пещерный молодой человек недавно сообщил мне, что всегда думал, что Агата Кристи - это группа такая, и только недавно узнал, что это автор.. но так и не знает, чего ((

Всегда об этом думала. Если бы изучали параллельно, к примеру, что в каких странах происходило в каждом столетии, насколько бы интересней было жить. Например, в Британии принята Магна Карта, а России в это время еще нет. А Китай, к примеру, бьется с манчжурами, а Камбоджа - самое великое государство на Земле. И все одновременно.

Вот именно так! :)

Да!!! о да да да да да!! Я думала у меня одной сложности с историей как раз в том контексте, что у меня в голове по многим эпохам/цивилизациям/циклам/векам нет связи причем абсолютно и совсем. Как-то вот сразу не заложили в голову в школе, а потом лень матушка и куча дел и вообще других наук отодвинули этот мой больной вопрос. Я кстати даже так давно даже искала в интернете, может какой-нибудь умный человек уже написал книжку что-то вроде "системный подход к истории".. и что-то ничего не нашла легкоусвояемого... так что прододолжаю страдать пока. А вот вы возьмите и напишите, Яков :-) Уверена, благодарные читатели будут!

Я же не историк. Мне нельзя писать такие книжки. :)

не, не было бы логичнее. детям сложно воспринимать настолько разную информацию. если у нас сейчас все общества более или менее одинаково развиты и имеют связи между собой. В 9-10 вв., никакой связи между этими странами и цивилизациями нет. в чем тогда смысл разреза?

Видеть динамику развития человечества. А так создаётся впечатление, что кроме западной цивилизации ничего не было. :)

  • 1