?

Log in

No account? Create an account

НЕ РАЗ ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

Блог из Ростова-на-Дону

Previous Entry Share Next Entry
Школьная форма. Штрих к воспитанию
я
oskanov

Вчера в посиделках Евгения затронула довольно интересную тему, которая, в принципе, для нашей семьи актуальна – носить ли ребёнку школьную форму или нет. Моя жена входит в состав родительского комитета, а потому регулярно участвует в баталиях связанных с этим вопросом. Нужно оговориться, что школа, в которую ходит Маша, является ещё со времён моего детства престижной, т.к. в советское время была одной из двух школ в Ростове-на-Дону, где изучали углублённо английский язык. Причём из этих двух школ наша считалась более престижной в силу того, что находится в центре города, и дети всех крупных чиновников и партийных деятелей всегда учились в ней. В некотором роде такая репутация остаётся у школы и по сегодняшний день.



Семь лет назад Маша идёт в школу... :)

Хотя сейчас во многих школах стали преподавать английский с раннего возраста, и, наверное, необязательно поступать именно в эту школу, если ваша цель – помочь ребёнку выучить английский. Тем не менее, люди из обеспеченных семей (кто думает о будущем ребёнка с перспективами завязанными на иностранный язык) стараются отдать своих детей именно в эту школу. Потому что престижно. Соответственно утром перед школой выстраивается выездная сессия Франкфуртского автосалона, на которой представлены все новинки автомобильного рынка сегмента "премиум". А в начальную школу некоторых детей привозит охрана. Вот такой социум.

Справедливости ради скажу, что в школу может поступить любой ребёнок, который сдаст вступительный тест. Никаких поборов, вымогательств не было, и блата для поступления не нужно. Нас даже приняли несмотря на то, что мы ещё даже не были прописаны в Ростове, а жили в пригороде – Батайске. Так что подготовленные дети, умеющие читать, считать и немного знающие английский могут туда поступить. При школе имеются подготовительные курсы, которые готовят детей к поступлению. Так что в школе учатся дети не только местных олигархов, но и из простых семей вроде нашей. Соответственно, при такой ситуации возникает некоторое расслоение детей в классе.

А чем, собственно, плохо расслоение? Понятно, что для тех, кто в социальной иерархии оказывается ниже, тот чувствует себя неуютно. В детском коллективе это проявляется сильнее, поскольку дети непосредственны и не сдерживают себя в рамках социального равенства. Но ведь есть те, кто в социальной иерархии выше. Их дети, соответственно, будут чувствовать себя комфортно за счёт демонстрации своей обеспеченности и более высокого положения. Справедливо ли это по отношению к другим детям? Нет. Да. Неправильно поставлен вопрос. В этом вопросе не может быть слова "справедливо", т.к. к справедливости это не имеет никакого отношения. Если пользоваться строгой логикой, то можно сделать следующий вывод: родители обеспеченных детей сумели заработать больше денег, а потому их дети пользуются большими благами. Это логично и справедливо по отношению обеспеченным родителям и их детям. Если к примеру, в школу ходит ребёнок из семьи алкоголиков, который плохо одет в силу низкой обеспеченности его родителей, то это не обозначает, что я должен одевать своего ребёнка также, просто чтобы ребёнок алкоголиков чувствовал социальное равенство. Да и зачем ребёнку чувствовать то, чего на самом деле в мире нет? На выходе во взрослый мир у него произойдёт слом шаблона и депрессия. И неизвестно как он сможет потом адаптировать своё миропонимание к реальному положению вещей. Нет. определённо я считаю, что ребёнку нужно с самого детства давать возможность правильно видеть мир, чтобы быть готовым к самостоятельной жизни и понимать с чем ему после школы придётся столкнуться.

Свободная форма одежды позволяет детям самовыражаться. Ношение школьной формы лишает детей индивидуальности. Вот основные аргументы родителей, которые обычно высказывают те, кто против введения правила обязательного ношения школьной формы. Кроме того, школьная форма стоит денег, и её нужно содержать в постоянном порядке.

Последние два аргумента немного странные, т.к. вся одежда стоит денег, и всю одежду нужно содержать в порядке. С самовыражением и индивидуальностью всё немного сложнее. Начнём с того, что суть воспитания ребёнка заключается в его образовании и во взращивании в нём тех качеств и свойств, которые сделают ребёнка полноценным, ценным, и приятным членом общества. Так и только так. Если, конечно, мы хотим жить в полноценном, прогрессивном и приятном обществе. Ребёнок растёт как дерево. То, каким вырастет дерево сильно зависит от климата и от состава почвы. Если дерево растёт на бедном грунте, с дефицитом влаги и солнца, то оно не вырастет прекрасным и могучим. Но даже в неблагоприятных условиях можно влиять на рост – удобрять, поливать, пропалывать сорняки, освещать. И тогда вы получите совсем другое дерево. Так же и с ребёнком. Нужно понимать, в какой почве он у вас растёт, и как эту почву можно удобрить.

Нет совершенно никакого смысла мотивировать ребёнка в самовыражении через одежду, если только вы не планируете воспитать профессионального стилиста или модельера, или в крайнем случае – модель. В остальных случаях данный вектор мотивации будет бесполезен. Ребёнок должен быть замотивирован на самовыражение в учёбе. Нужно поощрять успехи в образовании, и суметь связать самооценку вашего ребёнка с этими успехами. А свою индивидуальность ребёнок должен демонстрировать достижениями в умственном и физическом развитии. Поэтому крайне важно с самого начала задать подобную шкалу ценностей. Потом это сделать будет практически невозможно. Самый частый вопрос, который задают моей жене на собраниях, когда очередной раз заходит разговор о форме и правилах её ношения, это как нам удаётся уговорить дочку носить школьную форму. А никак, она с самого начала так воспитывалась, и смотрит на форму философски. Тем более, что форма одежды у нас относительно вольная, достаточно соблюдать определённую расцветку и фасон. Тем не менее, в классе учатся такие девочки, которым родители разрешают обильно пользоваться косметикой, носить миниюбки и чулки, а также приходить в школу в топах, с оголённым животом. Совершенно очевидно, что надевая подобный наряд, ребёнок думает о чём угодно, только не об учёбе, и в школу идёт в основном чтобы себя показать, а не чтобы учиться.

Ношение формы, позволяет отсечь ненужную мотивацию, т.к. исключив данный способ выражения индивидуальности, вы мотивируете ребёнка найти в школе другой путь, как заслужить одобрение у сверстников. Именно этим важна школьная форма, а не тем, что она уравнивает социально. Всё равно есть масса других индикаторов, по которым будет видно расслоение. По тому кто и где отдыхает, на какой машине приезжают родители, какой у ребёнка телефон и т.п. Социального равенства нет, зато есть некие координаты ценностей, и важно дать верные, чтобы ребёнок не заблудился...

А ещё – но это уже, конечно, дело школьной администрации, школьная форма может быть символом престижа. Сами преподаватели должны воспитывать чувство гордости от того, в каком учебном заведении ты учишься. Взрослому человеку это покажется наивным, но я в детстве испытывал самую настоящую гордость, когда меня принимали в пионеры. И был горд принадлежать этой организации и носил галстук с достоинством. Да, сейчас это кажется смешным и неактуальным. Вы назовёте меня чудаком и мечтателем. Но это было подлинное чувство, основанное на стремлении стать лучше, добрее, честнее, умнее. Так уж меня воспитывали в то время. Так что форма не только может быть тяпкой, которая пропалывает сорняки ненужных мотивов, но и удобрением, позволяющим собой гордится и к чему-то стремиться...

Вот и всё, что я хотел сказать о войне во Вьетнаме о школьной форме.



Posts from This Journal by “жизнь” Tag

  • Бесконечная даль...

    Как одновременно легко и просто оперировать абстрактными понятиями. Вечность. Бесконечность. Казалось бы всё ясно. Не границ и конца. В первом…

  • Бессмертие моих произведений

    Недавно мне в блоге написали, что блог нужно вести не ради мимолётной славы, а ради высокого искусства. Ars longa vita brevis, как говорится. Зачем…

  • История одного фото

    Продолжаю приводить в порядок свои фотоархивы. Взялся за оцифровку старых семейных фотоальбомов. Нашёл фотографию дедушки и бабушки по отцу.…

  • Вся наша жизнь игра?

    В юности я очень любил компьютерные игры. Просто оторваться не мог. Как появился первый компьютер, так и стал играть, проводя часы, сутки, месяцы за…

  • Как дожить до конца жизни?

    Периодически сталкиваюсь с довольно грустными высказываниями. В основном от пожилых людей. Суть высказываний хоть и разнится по форме, но содержание…

  • Может ли Тьма отступить?

    Мы часто жалуемся на судьбу, на превратности жизни. На неверность друзей, на предательство любимых. На неудачу в карьере и на стечение…

  • Сопричастность к смерти

    Всю ночь была буря. Я лёг спать поздно. Где-то в 3 часа ночи. Дикий ветер был и дождь. Жена даже пару раз просыпалась от шума за окном. А утром…

  • Верный признак любви

    Мне кажется нет темы более благодатной и обсуждаемой, чем тема любви. Это вечная тема, почти всегда и почти для всех актуальная, всем понятная и…

  • Полковнику никто не пишет

    Изучаю творчество некоторых (не буду показывать пальцем) особо популярных блогеров. Интересную заметил тенденцию. Почти во всем журналах, чьими…


promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…

Я целиком и полностью "за" форму. И примерно по тем же причинам.
Вот только надо, чтобы она была удобной, доступной и красивой, а это непросто.

Ну, можно постараться. Думаю, в России есть фабрики, где смогут пошить качественную доступную форму. :)

в детстве я был против школьной формы, хотя престижной одежды у меня не было. сейчас склоняюсь к тому, что школьная форма всё-таки дисциплинирует. правда, во все времена никому не мешало в школьной форме совершать различные шалости. это как минимум.

Дети стремятся к шалостям, что тут поделать. :)

Всё правильно написано.
1. Школьная форма нужна, поскольку не позволит дочерям состоятельных родителей "выпендриваться" перед одноклассницами. У девочек этот пунктик выражен ярче, чем у мальчиков.
Да, благосостояние родителей учеников разное, но оно и не будет одинаковым никогда! А разница может быть, как вы верно написали, очень значительной. А унифицированная школьная форма несколько сглаживает эту разницу. Да, эта разница не исчезнет, ибо у учеников есть множество других способов показать эту разницу (мобильный телефон, планшет и т.д.) но всё же.

2. И да, перенесение "вектора значимости" с одежды (внешнее) на ум, знания (внутреннее) способствует ученика совершенствоваться, сосредотачиваться именно на внутреннем (первичном), а не на внешнем (вторичном).

"Встречают-то по одёжке, а провожают - по уму"! )

Процесс воспитания должен быть направлен в первую очередь на развитие человека, а не на самовыражение. Развитой человек сам найдёт как ему себя выразить. :)

Как человек, проработавший в системе школьного и высшего образования много лет, я сугубо ЗА форму.
Форма не только сглаживает социальное и материальное неравенство (что важно для развития психики как бедных, так и богатых детей), и не только дисциплинирует.
Форма помогает развивать самовыражение в тех областях, в которых самовыражение действительно необходимо (пусть родители, ратующие за отсутствие формы как способ самовыражения запомнят это). Она и учит умению самовыражаться. Ибо ребенка нужно учить самовыражению ПРЕЖДЕ, чем давать ему волю на это.
Форма учит аккуратности, собранности, соответствия мыслей и поведения обстановке обучения, а не развлечения.

Важность формы хорошо понимают все элиты мира, вводя обязательную форму во всех частных и элитных школах и оставляя разгул "самовыражения" школам общественным, бесплатным.


Именно это я и хотел сказать, нужно сначала научить детей самовыражаться, а потом давать волю самовыражения. Пускать в "вольное плавание" – благовидный предлог, чтобы освободить себя от бремени воспитания. :)

Да, ученики престижных учебных заведений носят форму. Не хочешь носить форму – учись сам. :)

Да-да, девочка Маша са-а-всем не видит, что ее форма из синтетики, покрылась катышками и плохо сидит, в то время как форма Инги сшита по фигуре из качественной шерстяной ткани. Не видит ее телефона, украшений, канцелярских принадлежностей, пенала, сумки, физкультурной формы, нижнего белья в той же раздевалке на физре, обуви? Не знает, что Ингу забирают из школы и привозят на машине, что она отдыхает за границей, что занимается в крутых кружках и с хорошими репетиторами? Косметолог, парикмахер, маникюр, уходовая косметика...

Просто заставим обеих носить белый верх - черный низ, и вуаля, неравенство пропало!

Форма заказываться может в одном месте и быть сшита из одного материала. У нас в школе была такая практика. :)

В школьной форме меня расстраивает то, что она часто плохого качества, а школа или родительский комитет постановили брать только у определенного производителя и ни шагу влево. Также иногда девочкам нельзя в брюках. Это не везде так, но такие школы знаю. И понимаю, почему за тонкий полиэстр родители часто не хотят платить иногда вполне приличные деньги.

Да, родители бывают очень странными. Я думаю, что вполне реально сшить вменяемую форму за вменяемые деньги. Просто как правило, большинству родителей не хочется в это вникать.

Вроде учебный год заканчивается, а заказазухи типа "ура школьная форма"- уже пошли?- еще и с обширной вступительной частью- распальцовкой "какой я крутой, мой ребенок в самой престижной школе города"

Мое предложение- если обязывать детей ее носить, пусть так же и учителя носят, все, вплоть до директора. И вот тогда пусть рассказывают, как это красиво, дисциплинирует, гигиенично и демократично. -Так будет справедливо

Может и так. А может и нет. Я не уверен, что учителя должны носить форму.

Вы думаете, мне платит Путин, чтобы я рекламировал форму, которую шьют на фабриках, принадлежащих ему, где работают заключённые жертвы его режима? Можно подробнее, что вы имели в виду, говоря о "заказухе"?

Как извращённо вы поняли мою вступительную часть. Впрочем, хороший человек видит в людях хороших людей, а негодяй – негодяев. То, как вы поняли мою вступительную часть, характеризует скорее вас, чем мою вступительную часть. :)

Я за форму по одной-единственной простой причине - не надо думать, во то одеть ребенка, будет ли это уместно или нет, не слишком ли пестро или не слишком ли официально.
Мировой опыт показывает, что учиться, самовыражаться и хулиганить можно как в форме, так и без нее. И социальное неравенство форма едва сгладит, оно, неравенство, проявит себя в тысяче других вещей.
Кроме того, помню, еще в школе у меня вызывал недоумение простой вопрос - если это ФОРМА, то где знаки отличия? Где значки\погоны\петлицы, указывающие на школу и класс, на успехи в олимпиаде по физике и на соревнованиях по прыжкам в длину? А без всего этого получается не форма, а спецовка...
Да, и понравилась реплика одного из комментаторов - неплохо было бы, чтобы форму носил и персонал. Я серьезно. Тогда, кстати, и дети не возражали бы.

Очень хорошая идея, которую я всячески поддерживаю – ввести знаки отличия. Хотел об этом просто отдельный пост написать и не стал касаться в этом.

Должны ли учителя носить форму – хороший вопрос. Только вот я не уверен, что поколение нынешних детей готово к тому, чтобы быть с учителем на короткой ноге. Я по профессии педагог, и сам проповедую демократию и равенство. Но! В отдельно взятой семье. Увы, культурный уровень детей нынешнего поколения не позволит быть педагогу с ними на одном уровне. Они вас перестанут в этом случае уважать. Учителю приходится держать дистанцию. Тем более, что большая часть детей постоянно контактирует с очагами порочной морали в виде своих низкокультурных родителей. Так что это сложный вопрос. Если бы вы пробовали вести уроки в современной школе, то сразу бы поняли, о чём я говорю.

Чтобы быть демократичным, нужно, чтобы детей тебе сдавали с рождения, как в Платоновском государстве. Тогда можно будет сократить дистанцию. :)

Я против формы) неудобно, непрактично.

А почему нельзя чтобы форма была удобной и практичной. :)

А ведь знаки различия в пионерской организации были, только почему-то не все знали об этом. Например, на моем левом рукаве была пришита полоска красной ткани ткани с тремя маленькими пластиковыми звездочками (член Районного Пионерского Штаба), а вот у членов Совета Дружины было только по две таких звездочки...
Выделялись еще и значками: пионер-инструктор (значок с золотой окантовкой), "За активную работу" (чуть больше стандартного размера), ну а если такими значками не награжден, то можно просто дополнительно носить значок общества книголюбов, общества охраны памятников, общества содействия Красному Кресту и других обществ, за участие в которых собирали по 20 коп.
А у октябрят тоже были варианты "звездочки" - обычная металлическая или пластиковая с маленькой фотографией Ленина.
И все это на обычной советской школьной форме.

Да, так и было. :)

Отличный пост!

Никакой распальцовки лично я не заметил )) Всё написано по делу в очень добротном литературном стиле .Топовые блогеры уж теперь-то точно должны напрячься) Смена идёт...

Re: Отличный пост!

Топовые блогеры не знают о моём существовании, а потому напрягаться не будут. :)

Спасибо за тёплый отзыв. :)

У меня сын учится в физ-мат школе. Школьная форма - обязательна и это даже не обсуждается.

И как форма? Удобная? Практичная?
Судя по гласу народному, такого быть не может. :)

Я не за установление того, в чем можно приходить, а за установление того, в чем нельзя. Нельзя к примеру, как здесь писалось уже, топы, короткие мини-юбки, спортивные штаны (за исключением физкультуры, но на то она и называется "вторая форма") и т.п. А в рамках разрешенного, причем разрешенного по вполне объективным и разумным причинам, можно самореализовываться сколько угодно.
У нас в гимназии, кстати, пытались ввести школьную форму, потом назвали ее "формой делового стиля", но как-то не прижилась она за эти годы. После пары лет борьбы за нее даже администрация негласно махнула рукой. Однако за эти годы все-таки культура ношения одежды заметно выросла и описанный в начале комментария крайности практически исчезли. И это, я считаю, самый положительный результат эксперимента.

Хотя бы так. :) Тотальная свобода всё же не очень хороша. Особенно для неокрепшей психики. :)

с ненавистью вспоминаю собственную советскую школьную форму - колючее коричневое платье. У сына сейчас в школе правило - светлый верх-темный низ, по-моему оптимальный вариант. И пестроты нет и некоторая свобода

Ну, верх может быть разным. Например, светлый топ. :)

36-я?))) Прямо ничего не изменилось. )))

Что именно не изменилось?