Яков Осканов (oskanov) wrote,
Яков Осканов
oskanov

Книга месяца.

Вот и подошло время написать очередной очерк для рубрики «Книга месяца». На этот раз я решил составить отзыв о художественном произведении, которое произвёло на меня неизгладимое впечатление. Многие из вас наверняка знакомы с этой книгой и её гениальным автором, получившим Нобелевскую премию за «романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».




«Сто лет одиночества» – безусловно – выдающийся роман, в котором уже виден сложившийся фирменный стиль Габриэля Гарсиа Маркеса, который критики относят к жанру «магический реализм». История, рассказанная автором, эпична, монументальна, но при этом, как ни парадоксально, органична и подвижна.

Действие разворачивается в вымышленном городе Макондо, затерянном где-то в джунглях. Перед внутренним взором читателя постепенно разворачивается вся история этого поселения, с момента его основания вплоть до упадка и забвения. Следуя за сюжетом, мы видим, как Макондо растёт: сначала робко, будучи изолированным от остального мира, но воссоединившись с ним – всё быстрее. Деревня становится посёлком, посёлок – городом. А вместе с благами наступающей цивилизации приходят и её пороки…

Роман в значительной степени аллегоричен, и я склонен полагать, что Макондо – ни что иное, как динамическая модель общества, в которой писатель отразил всю яркую, но в тоже время трагическую историю своей родины. А может и, собирательно, историю всех стран Латинской Америки.

Главными героями книги являются представители фамилии Буэндия: патриарх рода Хосе Аркадио Буэндия, основатель Макондо, его жена Урсула Игуаран, а также все их многочисленные потомки. Мы видим, как одно поколение сменяет другое: рождаются и вырастают дети, взрослеют и умирают, освобождая место своим отпрыскам. В общей сложности, радуясь и грустя, читатель проходит сквозь жизнь пяти поколений этого обречённого семейства.

В этом и есть динамизм и пластичность сюжета. Меняются герои, меняется город, новые времена несут новые нравы, а род Буэндия порождает то неисправимых романтиков, то суровых революционеров, а то и вовсе святых. Читая роман, не успеваешь скучать. Событий так много, что когда я закончил читать, мне показалось, что я прожил целую жизнь. К середине книги, реалии первых глав кажутся уже преданиями седой старины.

Я говорил, что роман монументален и подвижен одновременно. И это действительно так. Автор сознательно использует ряд средств, как бы искусственно подчёркивая монументальность, незыблемость созданной картины. Одним из таких приёмов является то, что все Буэндия носят одинаковые имена. Они все живут в одном доме, история которого является одним из маяков, свет которого пробивается из самого начала романа. Другим таким маяком является Урсула, пережившая практически всех своих потомков. Она является воплощением всего земного и рационального в романе и, несмотря на кажущуюся второстепенность, она – фундамент на котором держится весь непутёвый проклятый непонятно за что род.

Краеугольным камнем романа, как можно догадаться, является Одиночество. Оно везде и в каждом персонаже. И хотя в Хосе Аркадио Втором его меньше, чем в переполненном одиночеством полковнике Ауреллиано, но присутствие его чувствуется постоянно. И этот сюжетный контраст дома, наполненного людьми, каждый из которых безмерно одинок, делает картину ярче и острее.

Дополнительные краски роману добавляют невероятные мистические события, сопутствующие персонажам на протяжении всего повествования. Это и таинственный пророк Мелькиадес, и чудесное вознесение Ремедиос, и сверхъестественный дар Петры Котес. Ярко и цветасто описан быт горожан и реалий, совершенно нам чужих, что лишь усиливает интерес к книге.

И хоть каждый из Буэндия пытается найти собственные методы борьбы с одиночеством, каждый в итоге проигрывает свою безнадёжную битву.

Несмотря на густоту трагичных красок, которыми Гарсия Маркес написал «Сто лет одиночества», и драматичный финал, читателю, всё же, в самом последнем предложении, оставляется надежда, которой автор жил, видимо, и сам. Ведь роман – лишь метафора о судьбе любимой родины. Так, по крайней мере, показалось мне.

Надеюсь я достаточно заинтересовал вас, чтобы не описывать подробности сюжета, в который стоит окунуться самостоятельно и понять и прочувствовать его глубину. Да и не благодарное это дело - пересказывать великие книги. За сим откланиваюсь!


Tags: книга месяца
Subscribe
promo oskanov august 6, 2018 14:50 43
Buy for 20 tokens
Ответ на загадку. "Странные какие-то грибы", - сказала жена и добавила: – "Доешь, пожалуйста, за меня". А у меня новость. Я давно хотел создать нечто подобное, но не решался. В том смысле, что вести весь блог так не хотелось, а отдельный блог вести – не было подходящей платформы. В общем, я решил…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments